Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Русская реклама в Сан-Франциско
Портал русскоговорящего Сан-Франциско
Русская реклама в Сан-Франциско
Портал русскоговорящего Сан-Франциско
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню
Статьи
Наши рекламодатели
Медиа
russiantownsf.com

Рубенс и его женщины

Рубенс и его женщины

Помните выражение «женщина рубенсовских форм»? Сейчас бы про такую даму сказали «плюс-сайз». Именно таких пышнотелых красавиц писал нидерландский художник Питер Пауль Рубенс.

 

Более плодовитого художника в истории искусства сложно представить. Разве что только Айвазовский создал больше картин – семь тысяч. У Рубенса их поменьше: около трёх тысяч. Но его полотна крупнее, размером два на три метра, а то и больше – кто видел вживую, тот поймёт. Да и фигур у него на полотнах множество. В чём же секрет такой плодовитости мастера?

 

Причина № 1. Сильная воля и неудержимое желание

Уже в возрасте 23 лет Рубенс понял, что будет художником и с помощью кисти и красок сможет многого добиться. Он просто знал это, и точка. Это уникальный случай, так как подобное чувство в основном посещает отпрысков художников, особенно если речь идёт не о первом поколении. Чего только стоит династия Брейгелей! Рубенс же был из рода торговцев и предпринимателей. Никаким творчеством в этом роду даже не пахло. В семье было двое братьев и сестра, и один только Питер Пауль выразил желание стать живописцем.

Он не просто решил им стать, но и методично шёл к этому. Это один из немногих художников, который сделал невероятное количество копий с картин Тициана, Веронезе и других венецианцев. Однако, делая копии, он спокойно вносил в них изменения, то есть получались, скорее, вариации. Он не боялся по-другому изобразить героя, где-то изменить жест. Несмотря на молодой возраст, трепета перед великими он не испытывал. С помощью такого копирования он набирал мастерство.

 

Причина № 2. Рубенс нашёл свой философский камень

Это, конечно, образно. Но такую метафору применял сам Рубенс по отношению к себе. Однажды к нему обратился алхимик с предложением вложиться в поиск философского камня с условием, что если удастся его найти, прибыль они поделят пополам.

Но Рубенс ответил, что уже нашёл свой философский камень, и отказался от «заманчивого» предложения. Он интуитивно понимал, что попытки сделать золото из других металлов провальны, и не отвлекался на второстепенное. Он почти не пил вина, рано вставал и работал до вечера. Письма диктовал своему помощнику, не выпуская кисти из рук.

Да, он никогда не шёл на авантюры. Однажды один завистливый художник вызвал его на «живописный поединок». Мол, давай напишем картины одинакового сюжета одновременно, при всех. На что Рубенс ответил, что ему некогда заниматься такими вещами, пусть зайдёт в любую церковь или ратушу, где висят его картины, и повесит свою работу рядом. И пусть сравнивает себе на здоровье.

 

Русские знакомства в США

Причина № 3. Навык быстрой и качественной работы

Однажды мантуанский герцог отправил Рубенса в Испанию с дипломатической миссией. Задачей художника было подарить испанскому королю с десяток картин. Но случилось непредвиденное: ящик с картинами попал под проливной дождь.

Когда Рубенс достал работы, то пришёл в отчаяние: все доски вспучились, а слой краски пузырился. Несколько работ было безвозвратно испорчено, причём некоторые из них принадлежали кисти Рафаэля и Веронезе. Казалось, что это провал: как такое дарить испанскому королю?

Рубенс взялся всё исправить. Работал быстро и много. И ему удалось восстановить испорченное и создать точные копии! Приближённые короля были уверены, что это оригиналы.

 

Причина № 4. Рубенс не был гордецом

Этот художник спокойно воспринимал других талантливых мастеров около себя. Более того, сотрудничал с ними. Так, долгие годы он работал в тандеме с Яном Брейгелем Старшим. Тот специализировался на натюрмортах и анималистике, поэтому они вдвоём создавали невероятные работы. Рубенс писал фигуры людей и фоновый пейзаж, а Брейгель – животных, птиц, фрукты, цветы. «Эдемский сад» – одна из таких невероятных картин, созданных в сотрудничестве.

 

Pro Lingua

Причина № 5. Умение создать «конвейер» из живописных работ

Рубенс принимал много заказов, почти никому не отказывая. Но при этом не работал на износ. Ситуация с испорченными картинами научила его не допускать такие обстоятельства. Здоровье дороже, а с ним как раз не всё шло гладко.

С юности художник страдал подагрой. Но он был воздержанным в еде и вине, поэтому пока приступы были нечастыми и беспокоили только во время сильных стрессов. Так что Рубенс старался выстраивать работу таким образом, чтобы не образовывались авралы. Для этого он брал в свою мастерскую много учеников-подмастерьев. Они помогали ему заканчивать работы ещё быстрее. Но почти всегда Рубенс писал лица сам. И, разумеется, именно он продумывал композицию, создавал эскизы.

Заказчики, конечно, знали об этом «конвейере». И у них была возможность заказать работы, сделанные от и до самим мастером, но только... за двойную цену! Доподлинно известно, что мать короля Франции заказала несколько работ о своей жизни с условием, что их должен написать мастер исключительно своей рукой.

 

Причина № 6. Выработка своего стиля

Работы Рубенса практически невозможно спутать с другими. Все знают их, скажем так, по особенностям фигур изображённых героев. Их тела, мягко говоря, с лишним весом по современным меркам.

Самое распространённое мнение на этот счёт – художник любил женщин такого типа, и в картинах, очевидно, проявлялась его страсть к ним. Всё может быть. Но сложно найти более порядочного человека, чем Рубенс: не сохранилось ни одного свидетельства его измен супруге или любовных похождений. Более того, он даже никогда не писал своих героев с натуры! Его мастерская находилась в большом доме, где жила и его семья. Никогда, ни при каких обстоятельствах он не приглашал туда других женщин для позирования. Всё было лишь в голове и на копиях.

Почему же его дамы такие тучные?

Важно понимать, где Рубенс черпал вдохновение. Он любил натурализм и говорил, что человек – это плоть и кровь. Так зачем делать из него нечто другое? К тому же он нашёл для себя формулу, которая позволяла максимально вдохнуть жизнь в иллюзию плоти. Ведь когда на теле много складочек, то много и цветовых нюансов. Он виртуозно использовал технику лессировки, то есть тонких слоёв краски, наносимых поверх белого грунта на доске. В результате кожа его героев как будто светится изнутри. А в сочетании со складками и неровностями усиливается эффект как будто пульсирующей крови внутри. Завистники говорили, что Рубенс добавляет настоящую кровь в краску, чтобы добиться этого живого эффекта.

На самом деле нет, конечно. Проводили анализ его красочного слоя – нет там крови. Но иллюзия жизни есть.

Несомненно одно – его работы надо смотреть воочию. Как правило, впечатление тучности возникает только тогда, когда вы смотрите на репродукции.

 

Причина № 7. Нежелание экспериментировать дальше

Поскольку Рубенс был потомком предпринимателей и торговцев, его образы приносили ему деньги, большие деньги. Художник выработал свой стиль – отказ от линии. Форма от пространства отделяется лишь краем мазка. В его «Крестьянском танце» это хорошо видно. К тому же такая манера позволяла быстрее работать.

И Рубенс не стремился к дальнейшем экспериментам. Он нашёл ту точку в творчестве, когда и себя выразил, и зрителя поразил. Многие художники, которые достигли его уровня, шли дальше – дорогой гениев. Это случилось с Леонардо да Винчи, так поступал и Тициан.

Но Рубенс не пошёл по этому пути. Он остался на своём собственном и всё равно стал легендой как один из самых плодовитых и качественных художников. Который всего за месяц мог создать пять огромных полотен!