Русская реклама в Сан-Франциско
Портал русскоговорящего Сан-Франциско
Страшный суд: фреска с подвохом
Автор: Оксана Копенкина
«Страшный суд» Микеланджело должен украшать не Сикстинскую капеллу, а общественную баню!». Эти слова принадлежат современнику Микеланджело. Фреску хотели уничтожить – хотя бы потому, что голых, бескрылых и мускулистых ангелов не бывает. Это была ожесточенная схватка цензуры и искусства. Искусство победило с небольшими потерями (часть изменений так и осталась навсегда). А последствия цензуры переродились в любопытные факты об этой грандиозной фреске.
«Ню» и бескрылые ангелы Обратите внимание, что Микеланджело написал почти всех своих героев обнаженными. Церковники были в шоке. Столько срамной наготы в священном месте! Но авторитет Микеланджело был таким большим, что работу не посмели тронуть. Однако сразу после смерти мастера гениталии прикрыли. Так, изначально Святая Екатерина была без платья, а апостолы – без повязок в области бёдер. Ещё одна интересная деталь. Ангелы, которые несут Иисуса на кресте, без крыльев. И вообще, это не привычные нам ангелы, а атлетичные юноши в сложных позах, так что красота тел максимально подчёркнута. Они больше похожи на паяцев и жонглёров, нежели на ангелов, возмущались современники.
Безбородый Христос А сколько возмущения было по поводу безбородого Христа! Полторы тысячи лет Христос изображался с бородой. Без бороды его тоже можно увидеть, но редко, например, в римских катакомбах – в подземелье, где в начале нашей эры скрывались ранние христиане). А вот в Эпоху Возрождения Христос всегда изображался с бородой. И первым его безбородым изобразил Микеланджело. Такое лицо в сочетании с мощным торсом вызывает ассоциации из мифологии. Это, скорее, Юпитер или Зевс, нежели Христос, вновь возмущалась публика.
Мускулы А теперь по поводу мускулов. Микеланджело воспевал физическую красоту и силу, поэтому на фреске все мускулистые, даже старики и женщины. Когда часть фиговых листков убрали при реставрации в XX веке, то некоторые мужчины оказались женщинами.
Критики Страшного суда Кстати, своим критикам Микеланджело мстил красиво. Помните цитату про баню в начале статьи? Так вот, церемониймейстер Папы Римского Бьяджо да Чезено, которому она принадлежит, оказался увековеченным на фреске с ослиными ушами. Да ещё и змея кусает его в то место, где должен быть фиговый листок.
А какие ещё интересные детали вы заметите на фреске?
Оксана Копенкина, арт-аналитик, создатель проекта «Дневник живописи» arts-dnevnik.ru Ваша поддержка помогает улучшать наши медиапроекты. Спасибо за ваш вклад! |